НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ (НИКО)

Письмо Федеральной службы по надзору и контролю в сфере образования (Рособрнадзор) от 21.09.2020 №13-463 «Об проведении национальных исследований качества образования (НИКО) в части достижений личностных и метапредметных результатов в 6 и 8 классах»

Национальные исследования качества образования (НИКО) – общероссийская программа по оценке качества среднего образования, начатая в 2014 году по инициативе Рособрнадзора.

 Программа НИКО предусматривает проведение регулярных исследований качества образования по отдельным учебным предметам, на конкретных уровнях общего образования (в определенных классах) не реже двух раз в год.

 Целью программы является:

  1. развитие единого образовательного пространства в Российской Федерации;
  2. содействие реализации поручений Президента Российской Федерации и программных документов Правительства Российской Федерации в части, касающейся качества образования;
  3. совершенствование механизмов получения достоверной и содержательной информации о состоянии различных уровней и подсистем системы образования, в том числе с учетом введения ФГОС;
  4. развитие информационно-аналитической и методологической базы для принятия управленческих решений по развитию системы образования в Российской Федерации;
  5. содействие эффективному внедрению ФГОС;
  6. содействие процессам стандартизации оценочных процедур в сфере образования.

Мероприятия НИКО проводятся на выборке образовательных организаций. Выборка составляется федеральными координаторами.

Процедуры исследования включают проведение диагностической работы и анкетирования.

Задания НИКО составляются в формулировках, принятых в учебниках из федерального перечня, рекомендованного Министерством образования и науки РФ для использования в школах. Содержание заданий определяется федеральными государственными образовательными стандартами.

Результаты каждого проекта программы НИКО могут быть использованы:

  • на федеральном уровне – для формирования направлений государственной политики в области общего образования и разработки конкретных мер по реализации сформированных направлений.
  • на региональном и муниципальном уровнях – для разработки методических рекомендаций по совершенствованию преподавания учебных предметов, для совершенствования программ повышения квалификации учителей.
  • образовательными организациями – для совершенствования преподавания учебных предметов на основе методических рекомендаций, для повышения квалификации учителей.
  • родителями и детьми – для повышения информированности, развития моделей родительского оценивания, принятия обоснованных решений о выборе образовательной траектории ребенка.