Функциональная грамотность

ГРАМОТНОСТЬ – это, с традиционной точки зрения, определённая степень владения человеком навыком чтения и письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения – один из базовых показателей его социально-культурного развития. Конкретное содержание понятия грамотность менялось исторически, расширяясь с ростом общественных требований к развитию индивида – от элементарных умений читать, писать, считать и т.п. к владению минимумом общественно необходимых знаний и навыков.

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять простые короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность - уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде.

О существовании функциональной грамотности мы узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Поэтому приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности, что является одним из определяющих факторов, тормозящих развитие общественных отношений. Поэтому проблема функциональной грамотности рассматривается обычно не как научная и смысловая проблема, а как проблема деятельностная, как проблема поиска механизмов и способов ускоренной ликвидации безграмотности.

Своеобразием начального этапа в системе целостного среднего образования является то, что именно на этой ступени важно обеспечить условия для освоения основных умений учебной деятельности, потребности и желания учиться. Именно эта деятельность в комплексе других деятельностей (игровой, спортивной, художественной, трудовой), выполняемых ребенком, играет ведущую роль в его психическом развитии.


Нормативные документы

Письмо Минпросвещения России от 14.09.2021 № 03-1510 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО на основе практики международных исследований качества подготовки обучающихся»

Письмо Министерства просвещения РФ от 12 сентября 2019 года № ТС-2176/04 «О материалах для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся»

Приказ УО № 501 от 29.09.2021 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности обучающихся города Симферополя»

"Дорожная карта" по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся на 2022/2023 учебный год

Ответственные за сопровождение формирования функциональной грамотности по направлениям

ФИО Курируемое направление ФГ

Стесин Александр Самуилович

Глобальные компетенции

Грищенко Анна Витальевна Финансовая грамотность

Васильева Евдокия Вячеславовна

Сеитягьяева Лиана Зинуровна
Естественнонаучная грамотность

Морозова Ирина Евгеньевна

Громакова Алла Александровна
Читательская грамотность

Орешкина Елена Александровна

Громакова Алла Александровна
Математическая грамотность

Ярославец Юлия Викторовна

Креативное мышление

Ссылки  на ресурсы с материалами по оценке функциональной грамотности:

- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) - математическая грамотность

- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) – естественно - научная грамотность

- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) – читательская грамотность

- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) – финансовая грамотность

- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) - глобальные компетенции

- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) - креативное мышление

Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности (7-9 классы)

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности для обучающихся и учителей

Все учителя и обучающиеся имеют возможность зарегистрироваться в Российской Электронной Школе (РЭШ) по ссылке https://fg.resh.edu.ru/ и использовать эту учетную запись в работе с электронным банком заданий